Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Инновации для кооперации

«Зенит» выходит на орбиту уже, конечно, без «Зенита» – помнится, именно под таким заголовком лет десять назад в районке был опубликован материал о проблемах развития нашего самого крупного градообразующего предприятия. Именно с того самого времени мощности для производства фотоаппаратов были перепрофилированы. И как ни тяжело предприятие, да и город тоже, расставались со своим замечательным брендом, жизнь, как говорится, заставила это сделать. Завод стал готовить кадры и оборудование, ориентированные на выпуск изделий автотракторостроения, весоизмерительной, медицинской техники, товаров народного потребления. Несколько позже вступил в кооперацию с БелАЗом и другими предприятиями тяжёлого машиностроения. О том, что получилось из всех этих новаций и какую перспективу развития предполагает нынче предприятие, мы беседуем с директором открытого акционерного общества «Зенит-БелОМО» Александром РАДЧЕНКО.

– Анализ параметров экономической деятельности предприятия позволяет делать достаточно оптимистические выводы.
– Они свидетельствуют, что тот процесс перепрофилирования завода, который для нас был далеко непростым, даёт результат. И он позволяет говорить о реальной стратегии развития. Любую информацию можно истолковать по-разному. Но цифры – отправная точка для объективного анализа. Так вот, рост производительности труда на предприятии, по отношению к соответствующему периоду прошлого года, составил за 10 месяцев 114,4 процента, рентабельность продаж за это же время – 11,1 процента (при плановом годовом прогнозе в 4,5). За одиннадцать месяцев мы смогли вложить 2 миллиарда 603 миллиона рублей инвестиций в основной капитал. Что тоже значительно превосходит прогнозный показатель. Мы перевыполняем задание по энергосбережению, удельному весу инновационной продукции в общем объёме отгрузки и ряду других экономических параметров.
– Насколько мне известно, ваше акционерное общество участвовало в Государственной программе инновационного развития на 2007-2010 годы. Какова эффективность этого участия?
– Мы вошли в эту программу с инвестиционным проектом «Техническое перевооружение с целью производства гидравлических тормозных узлов для самосвалов БелАЗ». За всё время его реализации общий объём инвестиций составил 2 миллиарда 885 миллионов рублей, из них – 1 миллиард – собственные средства, остальные поставил инновационный фонд Республики Беларусь, пришлось использовать и банковские кредиты. Что касается заемных средств банка, то только за 10 месяцев текущего года мы вовлекли в оборот кредитов почти на 19 миллиардов рублей, использовав их на текущие издержки и техническое перевооружение.
– Как говорится, все средства хороши для достижения цели?
– Есть ещё поговорка на этот счёт. Например, кто не рискует… Продолжение знаете, да? Хочу заметить, что перспективное планирование развития производства, тактические целевые решения – это всегда в определённой мере риск. Но наш прогноз опирается на скрупулёзные экономические расчёты, конструкторские разработки, соглашения с серьёзными хозяйственными и торговыми партнёрами. Потому есть результат. Хотя, если говорить о кредитных ресурсах, стоимость их растёт. Поэтому, испытывая необходимость в дополнительных источниках финансирования, мы рассчитываем на возможные преференции со стороны государства.
– Когда на одном из заседаний райисполкома обсуждался вопрос инвестиционной деятельности в районе, упоминался бизнес-план завода «Зенит» на 2011-2015 годы. Если можно, о нём подробнее.
– Наш бизнес-план включает 2 инвестпроекта: «Создание специализированного производства узлов тормозной системы автомобилей» и «Создание производства, оснащённого высокопроизводительными станками с числовым программным управлением» для выпуска высокотехнологичных изделий. Общий объём финансирования – 8 миллиардов 255 миллионов рублей. Из них более четверти – собственные наши средства. Более трёх миллиардов планировали получить из инновационного фонда Министерства промышленности Республики Беларусь. Это как раз та желаемая поддержка, о которой мы говорили выше. Однако, вместо запланированных 1 миллиарда 400 миллионов рублей на 2011 год,получили только 375 миллионов. Потому надеемся больше на свои силы. И уже до конца года планируем затратить на реализацию проекта 2 миллиарда 25 миллионов собственных средств.
– Перепрофилирование предприятия – это замена технологического оборудования, а значит, – потребность в новых кадрах, наверное, прежде всего, – станочников. Эти две проблемы тесно переплетены. И решаются, думаю, не так просто.
– Безусловно, технологическое оборудование нашего акционерного общества, в основном, специальное и специализированное. Оно предназначено для производства мелких и средних деталей. И под современные технологии не приспособлено. Для реализации двух новых проектов нам требуется 36 новых станков, из запланированных на этот год одиннадцати удалось закупить пока только шесть: четыре станка с ЧПУ, отечественного производства,и два обрабатывающих центра, которые поставлены из Тайвани. С увеличением удельного веса выпуска гидравлических и пневматических узлов и деталей для БелАЗа, МАЗа и КамАЗа увеличилась потребность в рабочих-станочниках. Здесь вы, безусловно, правы. А ведь в состав изделий, что мы выпускаем для акционерного общества «БелАЗ”, входят высокоточные детали из стали и алюминиевых сплавов, чтобы их произвести, нужны высокопроизводительные станки с программным управлением. Причём, высокой точности. Потому мы испытываем нужду в рабочих такой же высокой квалификации. А кадрами комплектуемся за счёт своего же, местного населения. Незанятых мужчин в регионе явно недостаточно, чтобы ликвидировать наш дефицит в станочниках. Из стоящих на учёте в центре занятости, более 70 процентов – женщины. Но их мы тоже непрочь трудоустроить, если женщины будут согласны освоить механообработку.
– В свете вышеизложенного, насколько проблематично выполнение ваших новых инвестиционных проектов?
– Проблемы есть. К сожалению, я не могу прибегнуть к их цифровой интерпретации. Как руководитель, принявший решение, имею уверенность в его безусловном исполнении. Инновационные проекты, подкреплённые инвестиционной поддержкой, – это путь, который выбрало акционерное общество, чтобы уже без «Зенита» выйти на орбиту современного развития.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото из архива редакции

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 62 queries