Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

В сквере Вилейского колледжа появится новая скульптура – Озерница

Ёжик и Лесовик – на Вильянином хуторе, Маша и Медведь, персонажи «Репки», Царевна-лягушка – в парке, Дворник – у администрации ЖКХ, Рыбий Царь и Король Ужей – в Вилейском колледже, цветочницы и яблочко по улице 17 сентября – всё это работы рук талантливого, фантазийного человека, скульптора Валерия Опарика. Как мастер по строительству и эксплуатации дорог стал автором узнаваемых в Вилейке объектов садово-паркового и уличного дизайна? Кто такая Озерница? Почему лягушка выше медведя? На эти и другие вопросы скульптор ответил в интервью «Шлях перамогі».

– Валерий Николаевич, а как действительно случилось так, что Вы, работая на участке капитального строительства в ЖКХ, стали заниматься скульптурой?

– Начнём с того, что по второму образованию я – художник-оформитель, но работал с деревом. А однажды незадолго до праздника 8 Марта у руководства возникла идея как-нибудь необычно поздравить наших работниц. И я на свой страх и риск предложил сделать небольшие фигурки из гипса. Менее чем за месяц я вылепил около 60 таких фигурок, которые потом мы красиво упаковали и поздравили женщин. А спустя несколько дней состоялся разговор с директором Виктором Павловским, в ходе которого поступило предложение сделать для украшения города несколько фигур из дерева. На что я выдвинул своё – давайте попробуем, но только из бетона. Вскоре на Вильянином хуторе поселился Ёжик – моя первая работа в этом направлении.

– От Ёжика до Рыбьего Царя: за семь лет масштабы Ваших работ изменились. Как и место работы, теперь Вы – мастер производственного обучения Вилейского колледжа. Ваши последние работы «прописались» здесь и …заметно отличаются от предыдущих.

– Если Вы о тематике, то я давно заинтересовался белорусской мифологией. А в лице директора колледжа Игоря Китикова нашел единомышленника в этом направлении. В результате совместных обсуждений пришли к такому творчеству. Появился у нас небольшой искусственный прудик, а рядом с ним – Рыбий Царь и Король Ужей. Вскоре это соседство разбавит Озерница, над которой сейчас и работаю.

– Поясню для наших читателей. Озерницы – женские духи водоёма, подвид русалок с длинными зелёными волосами, хвостом, плавниками и водой вместо крови. Завлекают соловьиным пением и неземной красотой. А кто стал прообразом для Вашей скульптуры? Или это полностью вымышленный персонаж?

– А это наша вилейчанка Кристина. Знаете, мне очень повезло: в колледже большой выбор натуры, и девушки, и парни разной внешности. Специально заходил в группы и присматривал типаж, который, как мне казалось, подошёл бы этой скульптуре. Но опять-таки образ получился собирательным: лицо одной девушки, фигура другой. Размещаться Озерница будет полулежа на одном из камней в композиции с Рыбьим Царём и Королём Ужей. Работу над скульптурой начал в середине сентября, и в декабре планируем её уже установить.

– Всю работу, с начала и до конца, Вы делаете один или есть помощники из числа учащихся колледжа?

– Конечно же, есть у меня в группе инициативные ребята, которые с удовольствием подсобничают, помогают в каких-то несложных операциях. Они у меня – слесари-сварщики, поэтому здесь и профессиональная заинтересованность присутствует, ведь сперва нужно изготовить стальной каркас, а затем уже начинается работа с бетоном. И здесь многие рады помочь, хоть это и не их профиль, но где-то что-то подчистить, подготовить раствор или сделать черновой накид – с этим ребята справляются неплохо. Вообще с бетоном работать достаточно сложно. Не тот это материал, как пластилин или гипс, например, чтобы сразу нанести весь объём. С бетоном всё медленно, постепенно, слой за слоем.

– Валерий Николаевич, а какая Ваша самая любимая работа? И самая сложная в исполнении?

– Всегда самая сложная – это та, над которой сейчас работаешь. А самая любимая, наверное, Озерница будет. Она очень необычная для меня. Сочетание мифологического антуража и человеческой красоты и пропорций. Очень деликатная работа. Вот с тем же Царём было гораздо проще работать. Он полностью вымышлен, ушёл бы я в какую-то сторону чуть меньше или больше, это не повлияло бы на образ. Здесь же такого я допустить не могу, нужно очень точно выдержать многие моменты, чтобы потом и перед людьми не было стыдно, и самому приятно.

– А бывает, что остаётесь недовольны своей работой и хотели бы что-то исправить или усовершенствовать?

– Всегда так. И, наверное, не только у меня – у всех творческих людей. Проходит время, взгляд отдыхает – и на свою работу смотришь под другим углом. Большую роль играет ещё то, что в мастерской и в любом другом месте скульптура смотрится по-разному. И, разумеется, проявляются всякие нюансы. И думаешь, вот здесь бы убрал, а здесь можно было бы и дополнить. Первые работы вообще хотелось едва ли не полностью переделать. Но ведь начинал тогда с нуля, не у кого было спросить, поучиться. Приходилось самому искать, придумывать, пробовать, поэтому первые работы несколько примитивны.

– Но, тем не менее, они очень удачно вписались в ландшафт Вильяниного хутора.

– Да, согласен, персонажи пришлись к месту. А вот в парке немного разнобой получился. Вот, например, Лягушка – огромная, пятитонная фигура, совсем не пропорциональна по отношению к другим. Но всё дело в том, что установить её планировали возле воды при въезде в город со стороны Молодечно. Соответственно, выбирался масштаб, чтобы скульптура была видна издалека. Но потом что-то переиграли, и оказалась она в парке. Также не для парка делался и Цыплёнок. Поэтому, когда смотрю на поляну сказок в парке, возникает внутренний конфликт. Здесь, в колледже, такого нет. Я, например, точно знаю, где будет располагаться Озерница, уже мысленно привязал скульптуру к месту и окружению.

– Валерий Николаевич, и всё-таки… Вроде у Вас и свобода для творчества, но существует привязка к теме. Не хотелось бы заняться чем-то своим, индивидуальным?

– Знаете, для такого свободного творчества нужно очень много времени. Какие-то мысли у меня, конечно, есть. И, возможно, я их однажды реализую. Но пока, как мне кажется, у меня в плане занятия скульптурой всё очень удачно сложилось в колледже.

– Спасибо, Валерий Николаевич, за интересное интервью, удачи Вам и творческого вдохновения!

Марина ПУЦЕЙКО.
Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 111 queries