С 20 по 25 апреля 2017 года Госавтоинспекция Минской области проводит профилактическою акцию «Ребенок — главный пассажир!»

В настоящее время в Минской области сложилась четкая система взаимодействия заинтересованных структур (образования, ГАИ) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Проводимая профилактическая работа носит системный и целенаправленный характер и включает ряд долгосрочных и, безусловно, востребованных мероприятий, проводимых в учреждениях образования для учащихся. Это и изучение правил дорожного движения в рамках факультативных и урочных занятий по «Основам безопасности жизнедеятельности», и деятельность широко распространенных клубов юных инспекторов дорожного движения, организованных в каждом учреждении общего среднего образования, и система наглядности и практического изучения Правил дорожного движения в рамках созданных Центров безопасности районных и областного уровней, и целый комплекс массовых профилактических мероприятий, объединенных единой целью: научить детей и выработать у них навык безопасного ответственного поведения в условиях реальной дорожной ситуации.

Вместе с тем статистика дорожных происшествий с участием несовершеннолетних демонстрирует постоянный рост, в связи с чем возникает закономерный вопрос: почему это происходит и что необходимо делать в данной ситуации?

По-нашему мнению, в ходе профилактической деятельности, проводимой субъектами профилактики, акценты перенесены исключительно или в большей степени на детскую аудиторию. В то время как родители, несущие ответственность за жизнь и здоровье детей, выпадают из зоны превентивных мер воздействия. В обществе не сформировалась позиция родительской ответственности и родительского контроля. Отец и мать сегодня должны усвоить: именно они несут ответственность за поведение своих детей на дороге, а также за свое собственное поведение, которое зачастую противоречит всему тому, что учит школа и инспектор ГАИ, приходя в класс.

Наряду с тем, родители не всегда осведомлены о психологических аспектах проблемы и не до конца понимают мотивы поведения своих детей в различных дорожных ситуациях, что приводит к трагическим последствиям. Нередко законные представители демонстрируют некоторую отстраненность от ситуации и не проявляют личной заинтересованности проблемой до того момента, пока с их ребенком на дороге все благополучно.

Во избежание вышеперечисленных негативных тенденций, в целях достучаться до каждого родителя и всколыхнуть его эмоционально проблемой сохранения жизни ребенка на дороге инициируется проведение серии родительских собраний под единым слоганом «Правила дорожного движения – территория родительской ответственности».

Наполнение родительского собрания, выбор целевой аудитории, подбор выступающих могут варьироваться в зависимости от объективных причин. Предлагаемый примерный конспект родительского собрания может быть взят за основу и использован в работе с родительской аудиторией по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

  1. Информирование родителей о проблеме ДТП

Наверное, каждый из присутствующих думает, что уж его-то умный и рассудительный ребенок под колесами автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто.

Статистика дорожных происшествий показывает, что безопасность детей-участников дорожного движения остается сегодня большой проблемой. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий ужасают: ежегодно в Минской области погибают и получают травмы в ДТП 80 подростков до 16 лет.

Факты гибели детей из года в год продолжают иметь место. Свыше 60% от общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Последствия автотравм оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения, и не всегда проявляются сразу.

За 5 лет в нашей республике в результате автоаварий не стало 108 детей! С начала года на территории только Минской области с участием детей совершено 6 ДТП, в которых 10 человек получили травмы. В 4 ДТП пострадали 8 детей-пассажиров, в 2 ДТП – пешеходы.

В автоавариях, в основном страдают две категории юных участников дорожного движения: дети-пассажиры и дети-пешеходы.

Приведем наиболее распространенные ошибки несовершеннолетних пешеходов, ставшие причинами ДТП:

— переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;

— неожиданный выход из-за транспортного средства или других препятствий, ограничивающих обзорность водителю;

— нахождение малолетнего без сопровождения взрослых;

— отсутствие фликера на верхней одежде в темное время суток.

Часто в густонаселенных городах причиной наезда на несовершеннолетних пешеходов становится недисциплинированность водителей и непропуск детей, идущих по пешеходным переходам.

Самые опасные дни в плане дорожных происшествий — выходные дни и каникулы. По времени суток – периоды, когда дети идут в школу либо возвращаются обратно домой.

Дорожно-транспортное происшествие — это трагедия, и в этом случае «личный» опыт ребенка недопустим, поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

  1. Информирование о психологических особенностях поведения детей-пешеходов на дороге.

По информации психологов, дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге.

Дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «тоннельное зрение», особенно у маленьких. У ребенка дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже примерно определить расстояние до приближающегося автомобиля, а также его скорость. Они еще не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя.

Более того, в экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в панику.

Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате мозг ребенка не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к действию. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение.

Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, под воздействием нахлынувших эмоций часто он просто не замечает транспортное средство.

В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить источник звука. В рассеянном состоянии дети вообще часто не обращают внимание на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего.

У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых)!

Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, реагируют по-разному.

При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой легковой машины, приближающейся с большой скоростью.

Кроме того, дети младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.

Малыши в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Для них какая-нибудь игрушка, мяч гораздо важнее здоровья и жизни.

Рост ребенка — серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см, но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.

В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. Известно, что ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация. Частота нарушений правил пешеходами (например, переход на красный сигнал светофора) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Срабатывает так называемое «коллективное чувство»: вести себя так же, как и другие.

На поведение детей на дороге влияет даже различие темпераментов. Это отчетливо проявляется в стиле перехода дороги.

Так, например, у ребенка-холерика с присущей ему «нетерпимостью» при продолжительной, с его точки зрения, задержке при переходе дороги, а если еще на противоположной стороне стоит «нужный» автобус, трамвай или кто-то из знакомых, нередко возникает специфическое состояние эмоционального дискомфорта, поскольку такая задержка явно противоречит его психофизической сути. Ребенок стремится прервать такую задержку даже за счет увеличения риска. Он начинает лавировать между машинами или перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.

Ребенок с меланхолическим типом темперамента, теряющийся в сложных ситуациях, начинает переход в режиме психического напряжения. А если учесть, что ему приходится в течение дня неоднократно пересекать проезжую часть, то постепенно накапливаются чрезмерное психическое напряжение, раздражение, утомление и, в конечном итоге, возникает чувство страха.

Следовательно, каждый родитель должен хорошо знать особенности темперамента своего ребенка с тем, чтобы учесть их при обучении навыкам безопасного поведения на дороге.

Подытожим:

  • Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
  • Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды;
  • Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
  • Дети с искажением воспринимают звуки на дороге; размер транспортных средств.

Детей надо учить не столько Правилам дорожного движения, сколько анализу возникновения опасностей на дороге. Знание Правил обеспечивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.

Для безопасности дорожного движения большое значение имеет одежда ребенка, а также иные аксессуары, широко распространенные в среде детей и подростков (наушники). Кто из родителей всерьез задумывался над тем, что капюшон, зимняя шапка, плотно завязанные шарфы сковывают и ограничивают движение, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом надо знать и помнить, а также контролировать, когда ребенок выходит за пределы квартиры или привычного двора.

Родитель может и должен вырабатывать у ребенка инстинкт самосохранения. Покажите ему нарушителей пешеходов в условиях реальной дороги. Проанализируйте ситуацию вместе. Такое действие произведет больший эффект, чем заучивание правил наизусть. Но не допускайте запугиваний опасностями, которые могут предостерегать вашего школьника. Это неэффективно!

Самое главное, не нарушайте Правил дорожного движения сами. И это, как показывает практика, самое сложное. С точки зрения ребенка родители — образец поведения, а все, что делают мама и папа – правильно и единственно верно. И сколько бы в школе учитель не рассказывал о трагедиях при неправильном переходе улицы, если с папой и мамой такой переход является нормой, у ребенка вырабатывается твердое убеждение: со мной ничего плохого не случится.

Нарушая правила, вы, уважаемые родители, закладываете основу будущей трагедии.

Не оставайтесь равнодушными к неправильному поведению на дороге чужих, не ваших детей. Предостеречь, остановить чужого ребенка, вовремя сделать замечание не потребует много ваших сил и времени, но возможно, убережет чью-то чужую семью от трагедии.

В процессе обучения детей правилам дорожного движения необходимо сформировать у них три основных навыка поведения, которые помогут ребенку ориентироваться в дорожных ситуациях.

Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.

Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.

Навык самоконтроля – ребенок должен усвоить, что, выходя на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать спокойствие и не отвлекаться на посторонние вещи.

  1. Информация об ответственности родителей-водителей транспортных средств за перевозку малолетних пассажиров.

Родители должны осознавать, что, сажая ребенка в автомобиль, именно они берут ответственность за его безопасность. Статистика ДТП с участием детей-пассажиров неумолима: за последние 3 года в Минской области в результате автоаварий получили травмы 106 детей-пассажиров и 11 погибли. Юные пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности, либо находились в автотранспорте без специального удерживающего устройства. Проверки показали, что родители знали о требованиях Правил и все же оставались к проблеме равнодушны.

 А вы сами как перевозите своих детей?

За 2016 год сотрудниками Госавтоинспекции выявлено 7 840 нарушений правил перевозки несовершеннолетних.

Напомним, согласно п.178 ПДД «Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием:

детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, – в возрасте до пяти лет;

детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

Запрещается перевозка детей на переднем сиденье легкового автомобиля с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, спинка которых развернута к лобовому стеклу транспортного средства, если переднее сиденье имеет подушку безопасности, за исключением случая, когда механизм фронтальной подушки безопасности отключен».

За нарушение правил перевозки детей в соответствии с ч.5 ст.18.14 КоАП Республики Беларусь в отношении водителя налагается административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере до 4 БВ. Общеизвестные правила, которые не всеми осознаются до того момента, пока не касаются лично вас и вашей семьи.

  1. Информация об ответственности родителей за детей до достижения 16-летнего возраста.

Родители! Помните, что вы несете ответственность за детей, пока им не исполнится 16 лет. В случае нарушения ПДД детьми, взрослые могут быть привлечены к административной ответственности по ст.9.4 КоАП Республики Беларусь. За 2016 год в отношении взрослых составлено 304 административных протокола.

  1. Информация о факторах родительского поведения, которые способны спровоцировать нарушение Правил дорожного движения.

Одним из потенциально опасных временных промежутков, когда совершается наибольшее количество автоаварий с участием несовершеннолетних, является период каникул. Согласно статистике, в каникулярный период совершается до 70% всех аварий с детьми. Причина: невнимательность, беспечность детей на дороге и отсутствие контроля за их досугом со стороны взрослых.

Каникулы воспринимаются ребенком как время отдыха, расслабления, снятия психологического напряжения. Родители также существенно ослабляют контроль за поведением и пребыванием своих детей вне домашних стен. И если школа ассоциируется с четкой системой норм и запретов, определенных правил поведения, то каникулы – время, когда можно расслабиться, сменить обстановку.

По этой причине, находясь на каникулах у дедушек и бабушек, особенно вдали от крупных городов и автодорог, дети теряют чувство опасности, что грозит серьезными последствиями. Люди в возрасте также психологически не готовы к повышенной ответственности и ждут от вас конкретных указаний и инструкций.

Родители обязаны осознавать: передавая ребенка дедушкам и бабушкам, не стоит провоцировать своими поступками нарушения Правил дорожного движения. Помните об этом, когда везете на лето велосипед для ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, или когда позволяете своему ребенку сесть за руль квадроцикла или скутера и прокатиться с ветерком по сельской дороге. Все члены ваших семей должны быть четко проинструктированы о правилах поведения. Даже один автомобиль на дороге может проехать по вашей жизни.

Здоровье и безопасность детей – территория ответственности и контроля родителей!

ОГАИ Вилейского РОВД


Написать комментарий

НОВОСТИ

Впервые на Вилейском водохранилище проведут фотослет

На Вилейщине стартует акция «Я люблю тебя, жизнь!»

Вилейские спасатели несколько раз в день выезжают на тушение сухой травы

На этой неделе будут ловить нарушителей правил поведения на ж/д путях

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

  • В Вилейском районе возрождается турслёт выпускников - 25 Май 2017 (115)
  • Мужчина, приревновав сожительницу к родственнику, ударил её ножом в живот – Вилейский район - 25 Май 2017 (107)
  • Впервые на Вилейском водохранилище проведут фотослет - 25 Май 2017 (90)
  • С 4 по 30 июня в Вилейке проводятся Дни устойчивой энергии. Покажут ветрогенератор, проведут мастер-классы, концерт и фаер-шоу - 25 Май 2017 (77)
  • На заводе «Зенит-БелОМО» открылась выставка работ народных умельцев - 23 Май 2017 (67)
  • На Вилейщине стартует акция "Я люблю тебя, жизнь!" - 23 Май 2017 (64)
  • Перерывы между занятиями в белорусских школах станут короче - 25 Май 2017 (64)
  • Вилейская спецшкола-интернат одна из лучших в республике в своей сфере - 23 Май 2017 (61)
  • Вилейские спасатели несколько раз в день выезжают на тушение сухой травы - 23 Май 2017 (49)
  • Дык дзе ж месца БМП? - 23 Май 2017 (45)
  • ВСЕ НОВОСТИ

    Мужчина, приревновав сожительницу к родственнику, ударил её ножом в живот – Вилейский район

    Ученые из 10 стран соберутся в Полоцке на конференцию к 500-летию белорусского книгопечатания

    Перерывы между занятиями в белорусских школах станут короче

    4 июня в агр. Долгиново состоится районный праздник Сёмуха

    Еврокомиссар усомнился в идее энергоблокады БелАЭС. Ему показали станцию с воздушного шара

    Почувствовать себя настоящим спасателем смогла журналистка «ШП»

    В Молодечно бывший работник автомойки вынес из нее пылесосы и моющие аппараты

    Впервые на Вилейском водохранилище проведут фотослет

    С 4 по 30 июня в Вилейке проводятся Дни устойчивой энергии. Покажут ветрогенератор, проведут мастер-классы, концерт и фаер-шоу

    В Вилейском районе возрождается турслёт выпускников

    РУБРИКИ ШП НАШИ АВТОРЫ Яндекс.Метрика