Вилейская спецшкола-интернат одна из лучших в республике в своей сфере

Немногие знают, что в Вилейской специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи уже два года функционирует ресурсный центр, который делает огромный опыт педагогов спецшколы доступным для всех заинтересованных. Да и вообще, наверное, только специалисты знают о том, что Вилейская спецшкола-интернат одна из лучших в республике в своей сфере.

Мы решили восполнить информационный пробел и попросили Марию Анатольевну ДЕРУГО, заместителя директора школы-интерната, рассказать читателям газеты о работе центра, в котором, словно в зеркале, отражается огромная, сложная многолетняя работа педагогического коллектива учреждения.

– Когда и зачем был создан ресурсный центр?

– Сегодня в образовательном пространстве нашей страны очень актуальны вопросы образовательной инклюзии для детей с особыми образовательными потребностями. Речь идет об открытии классов, где обычные ребята и дети с особенностями психофизического развития занимаются вместе. В таких условиях огромная ответственность ложится на школьных педагогов, учителей-дефектологов, которые непосредственно и занимаются с «особенными» детьми по общеобразовательным предметам. Но под определением «тяжелые нарушения речи» кроются разные виды речевых расстройств, что существенно затрудняет задачу обучения для учителей-дефектологов обычных школ. В нашем учреждении как раз накоплен огромный методический опыт по обучению деток с ТНР и трудностями в обучении (ТО), и, конечно, нужен был канал, который открыл бы его для всех желающих. Это с одной стороны.

С другой стороны, в нашей школе-интернате сложился замечательный коллектив, который нацелен на внедрение всего нового в практику своей работы. И когда в 2011 году был принят Кодекс об образовании, который постулировал, что учебные заведения могут открывать ресурсные центры, мы заинтересовались этой возможностью. И вскоре стали участниками экспериментального проекта «Апробация модели ресурсного центра в специальном учреждении образования». После его завершения был другой проект – по внедрению модели ресурсного центра, который закончился в 2015 году. С тех пор ресурсный центр вышел на постоянную работу.

– Мария Анатольевна, как налажена система работы? Что она собой представляет?

– Ресурсный центр аккумулировал весь наш дидактический и методический опыт работы с детьми с ТНР и ТО. Был создан информационный банк и каталоги, посвященные проблемам коррекции нарушений устной и письменной речи, обучения и воспитания детей с ТНР и ТО, вопросам их социализации, медиатеки и библиотеки научно-методического обеспечения специального образования детей с ТНР и ТО, видеотеки обучающих фильмов по применению дидактических средств обучения, в том числе – информационно-коммуникационных, и т.д.). Многие материалы выложены на сайте нашего учреждения. И, как мы видим по статистике посещений и скачиваний с сайта, заинтересованные люди пользуются нашими материалами. Также мы проводим семинары, мастер-классы, конференции, круглые столы, презентации для учителей-дефектологов, где разбираем актуальные вопросы своей сферы. Вот недавно на базе ресурсного центра прошёл межрегиональный семинар, посвященный проблеме формирования навыка чтения. Наши педагоги рассказывали о создании условий для успешного овладения навыком чтения, ими были даны характеристики всех видов дислексий (нарушения способности к овладению чтения и письма при сохранении общей способности к обучению – прим. автора), предложена методика коррекционной работы по каждому виду.

К тому же к нам часто обращаются учителя-дефектологи и специалисты коррекционных центров с организационными вопросами, особенно много таких вопросов у начинающих в профессии.

– Регион распространения работы ресурсного центра?

– К нам обращаются со всей республики. Министерством образования были определены спецшколы-интернаты, работающие с детьми с разными особенностями в психофизическом развитии, опыт и педагогические наработки которых были признаны годными к распространению. Так, мы являемся ресурсным центром, помогающим специалистам, работающим в сфере обучения и коррекции детей с тяжелыми нарушения речи и с детьми с трудностями в обучении. А, например, на базе Витебской общеобразовательной школы-интерната для детей с нарушениями слуха действует соответствующий их профилю ресурсный центр.

– А родители могут обращаться к вам?

– Да, конечно, мы принимаем родителей. В первую очередь, наши консультации направлены на повышение их осведомленности в вопросах обучения и воспитания «особых» детей. Из опыта работы рассказываем, что ожидает их ребенка в школе-интернате, какие усилия на данном этапе должны приложить родители для достижения большей эффективности обучения. И, конечно, разбираемся в каждой конкретной ситуации. А случаи бывают очень разные. Вот совсем недавно ко мне на консультацию приехала семья из одного из районов нашей области. Простая семья, с низким уровнем дохода, но хорошая в том смысле, что они прикладывали усилия для того, чтобы помочь ребенку. Ему семь лет – он не говорит. Спрашиваю, какую работу с ребенком проводил местный ЦКРОИР. Семья нанимала логопеда за собственные деньги, но результата не было. Наконец их направили к нам.

Поэтому обращаюсь еще раз к родителям: в первую очередь вы должны заметить особенности развития – не говорит, не слышит, не реагирует. Не теряйте время, ищите разные способы, стучитесь во все двери. Потому что чем раньше начинается коррекция, тем она эффективнее.

– То, что ваш опыт используется другими специалистами, с одной стороны – это признание заслуг, с другой – большая ответственность…

– Это, действительно, ответственность. И наш коллектив старается не стоять на месте. Наши педагоги школы регулярно повышают свою квалификацию и мастерство. В этом немалую роль играет тесное сотрудничество коллектива школы и кафедры логопедии Белорусского государственного педагогического университета, а также кафедры дефектологии Академии последипломного образования. Чтобы быть в курсе педагогических новинок в обучении «особенных» деток, мы постоянно приглашаем к себе на семинары или мастер-классы известных специалистов. А свои наработки педагоги школы не раз представляли для обсуждения на авторитетных научно-методических мероприятиях. Вот, например, из последнего: мы участвовали в республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании», в съезде учителей и работников образования государств-участников СНГ.

Ирина ТРУБАЧ


Написать комментарий

НОВОСТИ

В августе сотрудники Вилейского РОЧС 18 раз выезжали на ос и шершней

Віляйчанін на падворку ўсталяваў трохмятровы млын

Путь велопутешественника, впервые приехавшего в Беларусь, лежал через Вилейский район

Пять учителей Вилейки приняли участие в областном этапе конкурса «Формула умного лета»

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

  • Около 50 медработников Вилейки стали безвозмездными донорами - 18 Август 2017 (567)
  • Пять учителей Вилейки приняли участие в областном этапе конкурса «Формула умного лета» - 18 Август 2017 (394)
  • Вилейчанка обворовала свою подругу, когда делала ей ремонт - 18 Август 2017 (357)
  • На Вілейшчыне ёсць першая тысяча! - 18 Август 2017 (327)
  • Віляйчанін на падворку ўсталяваў трохмятровы млын - 18 Август 2017 (226)
  • В августе сотрудники Вилейского РОЧС 18 раз выезжали на ос и шершней - 18 Август 2017 (219)
  • Вілейка на фестывалі «Васільковы вянок”: замест ложкаў – спальныя мяшкі, замест газавай пліты – вогнішча - 18 Август 2017 (176)
  • Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на срочную военную службу, службу в резерве в августе-ноябре 2017 года - 18 Август 2017 (101)
  • Парады тым жыхарам Вілейшчыны, хто шукае якія-небудзь звесткі пра сваіх родных - 18 Август 2017 (81)
  • ТОП-5 достопримечательностей Калининграда от уроженца Вилейки - 18 Август 2017 (79)
  • ВСЕ НОВОСТИ

    Вилейчанка обворовала свою подругу, когда делала ей ремонт

    Вілейка на фестывалі «Васільковы вянок”: замест ложкаў – спальныя мяшкі, замест газавай пліты – вогнішча

    Около 50 медработников Вилейки стали безвозмездными донорами

    В августе сотрудники Вилейского РОЧС 18 раз выезжали на ос и шершней

    Віляйчанін на падворку ўсталяваў трохмятровы млын

    23 августа с заместителем начальника УВД Миноблисполкома полковником милиции ВЫСОЦКИМ Виктором Владимировичем будет осуществляться «прямая телефонная линия»

    22 августа состоится «прямая телефонная линия» заместителя начальника инспекции МНС Республики Беларусь по Минской области КОНОВАЛОВА Юрия Викторовича

    Путь велопутешественника, впервые приехавшего в Беларусь, лежал через Вилейский район

    У пасёлку Партызанскі адбылося свята вёскі «Зямля бацькоў-зямля святая»

    Пять учителей Вилейки приняли участие в областном этапе конкурса «Формула умного лета»

    РУБРИКИ ШП НАШИ АВТОРЫ Яндекс.Метрика