Итоги опроса населения. Что стоит изменить в сфере Вилейского ЖКХ и как исправить сложившуюся ситуацию?

Социальная подотчетность — это обратная связь между потребителем и поставщиком услуг через определенную систему показателей.

Для того чтобы внести некие изменения в устоявшуюся систему, для начала эту самую систему нужно досконально изучить. В рамках реализуемого проекта были исследованы Вилейский и Ивьевский районы, ГУП «Вилейское ЖКХ», РКУП «Вилейский водоканал», РУП «Ивьевское ЖКХ», а также проведено анкетирование среди потребителей жилищно-коммунальных услуг.

— Ключевой проблемой обоих районов является невысокая среднемесячная заработная плата, которая за прошлый год составила почти 80 % от областного уровня, — рассказывает заведующий отделом экономических проблем в строительстве ОАО «НИИ Стройэкономики» Андрей БАХМАТ. — Рентабельность продаж в данных районах весьма низкая (ред.: Вилейка — 2,4 %, Ивье — 2 %), и это может свидетельствовать как о низком экономическом уровне районов, так и о том, что организации не могут самостоятельно выйти на рентабельную работу; почти каждая третья организация в этих районах — убыточная.

Почти каждое третье предприятие в Вилейском и Ивьевском районах — убыточное.

Согласно проведенным исследованиям сегодня многие показатели, доводимые организациям ЖКХ, практически неизвестны потребителю: снижение затрат на оказание ЖКУ и расхода электроэнергии на подъем воды, предельная величина потерь воды, собираемость платежей и пр. Обычный гражданин не видит бизнес-планов, которые утверждают коммунальники. Единственное, что сегодня доступно населению, — это информация о тарифах, и то не всегда.

Андрей БАХМАТ считает, что потребителю недостаточно знать лишь о том, что затраты были снижены на 0,5 % или 1 %, эти цифры ни о чем ему не говорят.

— Как правило, районные подразделения ЖКХ включают в себя от десяти до двенадцати видов услуг, но рентабельны из них далеко не все. Поэтому производится перекрестное субсидирование, например, водопроводно-канализационное хозяйство приносит прибыль на 10 – 15 %, а благоустройство и банное хозяйство в убытках на 40 – 50 %, и в целом прибыль у ЖКХ получается 3 – 4 %; и если бы потребитель знал о таких вещах, у него бы ко многому изменилось отношение, — утверждает Андрей Борисович.

Проблемы систем ВКХ, сбора и утилизации ТКО

В рамках реализуемого проекта были проанализированы системы водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), сбора и утилизации ТКО в Вилейском и Ивьевском районах, что показало: потребитель получает недостаточно информации о предоставлении поставщиками услуг ЖКХ и качестве этих услуг, а также отсутствует система показателей для оценки деятельности поставщиков коммунальных услуг.

В американских счетах за воду размещается полезная информация для потребителей, например, когда будет производиться очистка водной системы и где можно изучить отчет о качестве воды в городе. А в Голландии есть общественная организация, которая оценивает качество воды, полученные данные еженедельно публикуются в СМИ и соотносятся с тарифами.

В обоих районах наблюдаются высокие потери и неучтенные расходы воды, а системы водоснабжения и водоотведения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Между собственниками инженерной структуры и поставщиками услуг отсутствуют договорные отношения, а системе ВКХ не хватает высококвалифицированных специалистов (особенно при разработке инвестиционных планов развития ВКХ).

Коэффициент износа инженерных сетей канализации РУП «Ивьевское ЖКХ» в 2016 году составил 67 %, очистных сооружений — 59 %. Инженерные сети канализации РКУП «Вилейский водоканал» изношены на 43,9 %, очистные сооружения — на 67,2 %. Андрей БАХМАТ отмечает, что данная проблема касается всей Беларуси в целом: износ очистных сооружений по стране составляет 60 – 65 %. По его мнению, деньги на это выделяются по остаточному принципу, при распределении средств в первую очередь обращают внимание на благоустройство, а не на необходимость замены труб.

— В 2012 году средние потери воды и неучтенные ее расходы в системах водоснабжения Беларуси составили около 22 %, но с 2015 года эта цифра уменьшилась до 12 %, — делится Андрей Борисович. — Этот факт никто не может объяснить, так как в этот период никакой модернизации с целью решения данной проблемы не проводилось, а государственная программа «Чистая вода» была свернута из-за нехватки денежных средств.

В Беларуси потери воды и неучтенные ее расходы в системах водоснабжения составляют 12 %, в Германии — 10 %, в Великобритании и Франции — 20 % и 19 % соответственно.

Основные проблемы в системе сбора и утилизации ТКО — это недостаточное количество контейнеров для раздельного сбора отходов и мусоровозов, а также высокая изношенность имеющегося оборудования. Кроме этого, в районах не решены вопросы использования, обезвреживания или хранения собранных опасных отходов (элементов питания, отработанных ртутьсодержащих ламп).

Андрей БАХМАТ особо отметил, что население не в полной мере возмещает затраты на оказание таких услуг, как водоснабжение и водоотведение (канализация), а тарифы, установленные на обращение с ТКО, ниже фактических затрат:

— Потребитель не понимает, сколько он платит за услуги водоснабжения и водоотведения, субсидированный тариф практически в три – четыре раза меньше, чем фактическая себестоимость.

Risunok 1

Право на информацию

Система оценочных показателей по аналогии с Всемирным банком включает в себя следующие группы параметров: оценка технического уровня систем водоснабжения и канализации, показатели качества услуг, финансового состояния предприятия, эффективности тарифной политики и пр.

На Западе организации не просто публикуют все эти данные на своих информационных порталах — они заинтересованы в этом. Все это делается для того, чтобы при повышении тарифов потребитель понимал причину сложившейся ситуации (например, необходима перекладка труб и постройка станции обезжелезивания).

— В Европе сейчас активно продвигается сравнительный анализ, то есть, потребитель может сопоставлять показатели своего поставщика услуг с другими, — отмечает Андрей БАХМАТ. — Таким образом население влияет на руководство регионов, а возможно это связано с тем, что должность мэра на Западе выборная, в отличие от нашей страны, и он заинтересован в эффективности своей работы.

Должность мэра в Европе является выборной, поэтому он заинтересован в эффективности своей работы.

Андрей Борисович считает, что самым важным инструментом социальной подотчетности в рамках сферы управления ЖКХ является право на информацию, которое позволяет сформировать позитивный имидж организаций ЖКХ:

— В последнее время, особенно после деятельности рабочей группы, потребители негативно отзываются о работе коммунальников. Причиной тому часто является недостоверная информация в СМИ, когда авторы публикаций, глубоко не вдаваясь в подробности, искажают реальную ситуацию. Организации ЖКХ в свою очередь могут эти сведения опровергнуть путем размещения показателей на своих сайтах. Социальная подотчетность позволит поднять имидж организаций ЖКХ и повысить качество оказываемых услуг.

Мнение потребителей

Среди потребителей жилищно-коммунальных услуг Вилейского (85 респондентов) и Ивьевского (58 респондентов) районов было проведено анкетирование. В опросниках содержались различные блоки вопросов: знание проблем сферы ЖКХ и обеспокоенность ее состоянием, осведомленность о размере платы за услуги и готовность платить за повышение их качества и надежности, оценка качества питьевой воды и прочее.

Dia 1

Dia 2

Dia 3

Dia 4

Dia 5

Dia 6

Например, основными препятствиями в активном участии жильцов в вопросах ЖКХ респонденты посчитали индивидуализм и привычку надеяться на все готовое. От интернет-сайтов организаций ЖКХ опрошенные больше всего ожидают размещения информации о тарифах по сбору и утилизации ТКО, а также о правильном обращении с отходами. В части услуг водоснабжения потребителям хотелось бы видеть информацию о тарифах и показатели качества воды.

Андрей БАХМАТ на основании опроса среди потребителей ЖКУ Вилейского и Ивьевского районов сделал следующие выводы:

– обеспокоенность населения качеством питьевой воды;

– высокая роль печатных СМИ в подаче населению информации о сфере ЖКХ;

– высокоий потенциал интернет-сайтов в информировании населения о деятельности сферы ЖКХ;

– высокая роль телефонной связи между потребителями и поставщиками услуг ЖКХ;

– положительная оценка работы местных организаций ЖКХ со стороны населения;

– высокая удовлетворенность населения качеством коммунальных услуг, оказываемых местными организациями ЖКХ;

– высокая степень оценки информированности потребителей об услугах ЖКХ;

– требование по ужесточению ответственности за предоставление некачественных коммунальных услуг;

– потребность широкого доступа населения в информации о стоимости, качестве оказываемых коммунальных услуг со стороны поставщиков;

– индивидуализм как главное препятствие для активного участия населения в решении вопросов отрасли ЖКХ.

Как изменить сложившуюся ситуацию?

Андрей БАХМАТ предложил несколько вариантов разрешения имеющихся проблем. Прежде всего нужно улучшить качество и объем предоставляемой информации в сети интернет, обеспечить доступ населения к бухгалтерскому балансу и ведомственной отчетности, повысить информированность жильцов по вопросам, касающимся сбора отходов. Потребители должны получать информацию о структуре тарифов и себестоимости коммунальных услуг (например, будет полезным показать гражданам разницу между реальной стоимостью ЖКУ и субсидируемыми тарифами).

Также организациям ЖКХ стоит привлечь в штат специалистов по социальной подотчетности и публиковать на интернет-сайтах исследования, посвященные изучению степени удовлетворенности потребителей жилищно-коммунальными услугами, и результаты анализа работы с обращениями граждан. Андрей Борисович отметил, что для предоставления информации в сети Интернет следует пользоваться различными методами графической визуализации, что позволит обеспечить легкость понимания информации.

Источник: Валерия КИСЛАЯ, «Портал коммунальной грамотности населения»

Фото к теме на главной носит иллюстрированный характер


Написать комментарий

НОВОСТИ

Во время пожара в Вилейском районе пенсионерка чуть не лишилась дома

С помощью вилейских добровольных дружин в прошлом году было задержано 196 правонарушителей

Рыбак угорел в палатке на водохранилище

Возле ж/д переезда в Вилейке столкнулись два автомобиля

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

  • Рыбак угорел в палатке на водохранилище - 22 января 2018 (656)
  • Возле ж/д переезда в Вилейке столкнулись два автомобиля - 22 января 2018 (327)
  • Во время пожара в Вилейском районе пенсионерка чуть не лишилась дома - 24 января 2018 (142)
  • "Рено" улетело с дороги  в камыши Вилейского водохранилища - 24 января 2018 (101)
  • С помощью вилейских добровольных дружин в прошлом году было задержано 196 правонарушителей - 23 января 2018 (91)
  • Метеостанция в Вилейке: прошедшая ночь стала самой холодной нынешней зимой - 24 января 2018 (63)
  • Налог на пластиковые пакеты могут ввести в Беларуси - 22 января 2018 (56)
  • Встреча с активом сельсовета - 23 января 2018 (42)
  • 26 января в Вилейке пройдёт акция "Вместе за безопасность дорожного движения" - 22 января 2018 (35)
  • Представители трудовых коллективов учреждений культуры обсудили планы на будущее - 23 января 2018 (35)
  • ВСЕ НОВОСТИ

    Метеостанция в Вилейке: прошедшая ночь стала самой холодной нынешней зимой

    «Рено» улетело с дороги  в камыши Вилейского водохранилища

    Магнитные бури в 2018-ом. Самая мощная ожидается в сентябре

    Во время пожара в Вилейском районе пенсионерка чуть не лишилась дома

    Выборы в местные Советы депутатов в Беларуси

    Стагоддзе з дня нараджэння Пятра Машэрава адзначылі ў Вілейцы

    Встреча с активом сельсовета

    С помощью вилейских добровольных дружин в прошлом году было задержано 196 правонарушителей

    Представители трудовых коллективов учреждений культуры обсудили планы на будущее

    26 января прием граждан проведет заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по региональной политике и местному самоуправлению ГЕРАСИМОВИЧ Светлана Михайловна

    РУБРИКИ ШП НАШИ АВТОРЫ
    Яндекс.Метрика


    Разработка ИП Харитончик А.Н.