Современная школа – в контексте человеческого потенциала

Конституция 1994 года отразила кардинальные перемены, произошедшие в жизни белорусского общества, в его экономике, политике, образовании, идеологии, в связи с провозглашением независимости страны. Она закрепила верховенство и полноту власти белорусского народа на своей территории, право самостоятельно осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.
На четвертом Всебелорусском народном собрании Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил, что одним из пяти показателей качества жизни человека, гарантированным в 49 статье Конституции Республики Беларусь, является образование. Повышению же его качества будет способствовать Кодекс Республики Беларусь об образовании, подписанный 13 января 2011 года Главой государства. Об особенностях нового документа мы беседуем с членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Ириной Михайловной Парахневич.

– Ирина Михайловна, на четвертом Всебелорусском народном собрании отмечалось, что инновационный путь развития экономики базируется, прежде всего, на человеческом потенциале, а он, в свою очередь, может развиваться на основе качественного образования.
– Основным механизмом формирования человеческого потенциала во всем мире является сфера образования, которая должна постоянно совершенствоваться на основе современного законодательства. Значимость принятия Кодекса Республики Беларусь об образовании заключается в том, что наша страна первой в мире подготовила всеобъемлющий законодательный акт в данной сфере. С момента обретения суверенитета в нашей стране только на уровне Главы государства и Правительства было принято 50 нормативных правовых актов, непосредственно относящихся к сфере образования. Основу нормативной базы составляют пять законов: принятый в 1991 году закон «Об образовании», а также законы, которые регулируют общественные отношения в сфере профессионально-технического, специального, общего среднего и высшего образования, Декрет Президента Республики Беларусь № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».
Принятие Кодекса об образовании продиктовано необходимостью обеспечить полное и системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется образовательный процесс. Кроме того, в настоящее время национальное законодательство в этой сфере поставлено перед необходимостью его совершенствования в соответствии с задачами формирования общеобразовательного пространства Союзного государства, стран СНГ, ЕврАзЭС и вхождения в европейское пространство высшего образования.
– Ирина Михайловна, расскажите, пожалуйста, о структуре Кодекса?
– С учетом сложного и многообразного характера отношений в сфере образования,структурно Кодекс включает в себя Общую и Особенные части, 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общей части закреплены основные нормы, регулирующие сферу образования в целом. В Особенной части устанавливаются нормы, отражающие специфику отношений на соответствующих уровнях образования. Для реализации права граждан на образование в стране обеспечивается дальнейшее развитие сети учреждений образования. Развивается система кредитования лиц, обучающихся на платной основе, гарантируется равенство белорусского и русского языков обучения. Упраздняется аттестация учреждений образования, а также регламентируются формы управления ими. Предусматривается возможность создания в учреждениях образования попечительских советов и родительских комитетов.
– Многих студентов вузов и их родителей интересуют вопросы обязательного распределения и сроков отработки. Расскажите, как эти вопросы регламентированы в Кодексе.
– Согласно Кодексу, распределению будут подлежать те, кто учился за бюджетные средства, но при условии, что они проучились не менее половины всего срока учебы. Так, если студент проучился в университете 2,5 года за бюджетные средства (общий срок обучения – 5 лет), то такой студент будет подлежать распределению.
Следует отметить, что Кодекс вступит в силу с 1 сентября 2011 года, то есть, новые правила распространяются на тех студентов, кто будет распределяться после этой даты при условии, что они проучились в учреждении образования за бюджетные средства не менее половины общего срока обучения. Срок отработки после окончания вуза для поступивших на общих основаниях – 2 года, при целевом обучении – 5 лет. Расширен перечень оснований для невозвращения средств, затраченных на обучение, например, если наниматель нарушает законодательство о труде, условия коллективного или трудового договора. Кодексом предусмотрен отпуск студентам для прохождения воинской службы, после чего в течение года можно восстановиться в тот же вуз.
– В Кодексе усилена дисциплинарная ответственность обучающихся. Расскажите об этих нововведениях.
– Определены основные права и обязанности обучающихся, их ответственность, а также ответственность родителей и представителей несовершеннолетних. Достаточно полно регламентированы вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся. Устанавливается возраст, с которого можно привлечь к такой ответственности (14 лет на момент совершения дисциплинарного проступка, для лиц с особенностями психофизического развития – 17 лет). Определены основания для привлечения к дисциплинарной ответственности обучающихся лиц. К ним относятся опоздания или неявка без уважительных причин на учебные занятия, курение, распитие спиртных напитков и иные нарушения дисциплины. Предусмотрены виды дисциплинарных взысканий – предупреждение, выговор, отчисление (возможно только с 16 лет), определена правовая основа для защиты прав не только учащихся, но и педагогических работников (за оскорбление преподавателей могут быть применены меры дисциплинарной ответственности).
– Какие еще новшества отражены в Кодексе?
– Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, не имеющие соответствующего образования, лишенные прав заниматься педагогической деятельностью, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно недееспособными.
Документом урегулирован порядок предоставления обучающимся отпусков, которые подразделяются на академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отпуск для прохождения военной службы.
Определены четкий перечень документов об образовании и об обучении, а также потребности выдачи документов об образовании особого образца (с отличием или с награждением медалью). Предусмотрен новый документ об образовании – диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре).
– Ирина Михайловна, в Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы определено, что реформирование белорусской системы образования завершено. Назовите первоочередные задачи в сфере образования.
– За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком, гибкую систему подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития. Одним из важных направлений является интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, участниками которого в настоящее время являются 48 стран, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований.
Как основополагающий законодательный акт, Кодекс Республики Беларусь об образовании, вступающий в силу с 1 сентября 2011 года, и позволит решить ряд взаимосвязанных задач. Это, прежде всего, создание единого механизма правового регулирования и реализации правовых предписаний в образовательной сфере через систематизацию и упорядочение норм права, сокращение количества действующих в этой сфере нормативных актов, устранение противоречий и дублирования, повышение до законодательного уровня регулирования части отношений в сфере образования.
Интервью подготовила
Мария КУЗОВКИНА


Написать комментарий

НОВОСТИ

Активно, ответственно, празднично

В Вилейском районе голосуют долгожители: «За свои 100 лет я не пропустил ни одних выборов»

Голосует почётный гражданин Вилейского района Арнольд Портнов

На участок для голосования всей большой семьёй

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ

  • Молодожёны из Вилейки проголосовали в день своей свадьбы - 17 февраля 2018 (1175)
  • Председатель Вилейского райисполкома встретился с коллективом Вилейского ЖКХ - 16 февраля 2018 (227)
  • О доброте, поисках финансирования и поддержке семьи - кандидаты в депутаты Вилейского района откровенно ответили на вопросы представителей молодёжного парламента - 16 февраля 2018 (171)
  • Да юбілею Уладзіміра Міхайлавіча Бадзеева - 16 февраля 2018 (127)
  • 23 февраля состоится праздничный концерт «Призвание Родине служить!» - 16 февраля 2018 (107)
  • В Вилейке прошла церемония возложения цветов в День памяти воинов-интернационалистов - 16 февраля 2018 (107)
  • Вилейку посетил генеральный директор КУП "Миноблкиновидеопрокат" - 16 февраля 2018 (105)
  • Отделение по гражданству и миграции Вилейского РОВД уведомляет - 17 февраля 2018 (88)
  • Молодежь и выборы: формула ответственности - 16 февраля 2018 (72)
  • В Вилейском районе голосуют долгожители: "За свои 100 лет я не пропустил ни одних выборов" - 18 февраля 2018 (72)
  • ВСЕ НОВОСТИ

    Выборы в Вилейском районе: дайджест основного дня голосования

    На помощь пришли волонтеры

    Активно, ответственно, празднично

    В Вилейском районе голосуют долгожители: «За свои 100 лет я не пропустил ни одних выборов»

    Голосует почётный гражданин Вилейского района Арнольд Портнов

    На участок для голосования всей большой семьёй

    Инфоцентр Минской области позволит узнавать подробности хода выборов в местные Советы в центральном регионе

    Молодожёны из Вилейки проголосовали в день своей свадьбы

    Избирая – определяем будущее!

    Отделение по гражданству и миграции Вилейского РОВД уведомляет

    РУБРИКИ ШП НАШИ АВТОРЫ
    Яндекс.Метрика


    Разработка ИП Харитончик А.Н.