Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Школьники Вилейки готовятся представить область на республиканском этапе олимпиады по техническому труду

Престиж рабочих специальностей, мягко говоря, невысок. В почёте профессии-неологизмы – менеджер по логистике, веб-программист, IT-аудитор, нанотехнолог… Согласно статистике, наименее востребованы на рынке труда кладовщик, животновод, кондуктор, почтальон, плотник, слесарь механосборочных работ и некоторые другие специальности. Понятно, что рынок вакансий подвластен времени. Но у действительности есть и обратная сторона медали. В то, что блогер сможет набрать тысячи лайков от подписчиков, я верю. Однако сомневаюсь в том, что он сможет своими руками сделать деревянный табурет или починить, к примеру, утюг. Сегодня не все молодые люди на «ты» с рубанком и стамеской, не все девушки ловко справляются с иголкой и ниткой или на кухне. Зато в смартфонах – все «асы». Бояться технического прогресса, конечно, не нужно, но и идти с ним в ногу нужно так, чтобы по дороге не упустить что-то важное.

Не обязательно уметь что-то делать руками – возразят оппоненты. Сегодня нет недостатка в службах, оказывающих различные бытовые и ремонтные услуги, которые за ваши деньги могут всё сделать вместо вас. А ведь мысль – на кончиках пальцев. Детские психологи отлично знают о том, что трудовая деятельность стимулирует когнитивные функции. Всё, что маленький человек «творит» руками, будь то поделки из пластилина или рисование, развивает его, даёт определённые навыки и опыт. Нельзя выбрать что-то одно – и умственная, и практическая сферы должны дополнять друг друга, только в этом случае человек будет гармоничным, адаптированным к жизни и состоявшимся в социальном плане.

«Семь раз отмерь – один отрежь» – это изречение давно красуется в классе технического труда Вилейской гимназии №2. Станки, верстаки, инструменты – в мастерских есть всё, чтобы постигать азы учебной дисциплины. Всё на своих местах – и свёрла, и напильники, и многое другое. Оснащение кабинета – заслуга бывших учителей гимназии (тогда ещё СШ №4) Николая Петровича Каркоцкого, Михаила Николаевича Изотова, Виктора Александровича Макарова и Сергея Константиновича Анучина.

– Мне повезло – в «наследство» достался богатый кабинет, – приглашая нас с фотокорреспондентом войти, говорит Иван Божко, который преподаёт трудовое обучение в гимназии №2 сегодня. – Тут есть всё необходимое, чтобы научить ребят работать руками.

Иван Григорьевич в системе профтехобразования – с 1979 года. Родом из Молодечненского района, в Вилейке живёт уже сорок лет. До выхода на пенсию он работал в вилейском колледже преподавателем специальных дисциплин и мастером производственного обучения. Готовил будущих плотников, станочников деревообрабатывающих станков, токарей-фрезеровщиков, наладчиков, слесарей, столяров, преподавал технические дисциплины, всегда активно участвовал в подготовке к конкурсам профмастерства. Когда предложили работать в гимназии, сомневался – ведь под его началом в колледже всё же были учащиеся постарше, к которым иной подход и спрос, соответственно, с них тоже другой – но согласился. И уже не один год работает в гимназии в этом качестве. Как учитель трудового обучения Иван Григорьевич делится с нами своими наблюдениями:

– В 5-6-х классах на уроках труда у ребят ещё велико стремление чему-то научиться, всё в новинку, интересно, в 7-8-х классах желание научиться новому уже меньше, а у ребят постарше появляются свои приоритеты и планы на будущее, которые диктует время – интерес к трудовому обучению угасает. Задача учителя – заинтересовать, показать, что из умений будет толк, если стараться. Не просто провести время до звонка с урока, а получить из заготовки готовое изделие. Есть у нас такие ребята, которые стабильно ходят на кружок, стараются, те же, кому неинтересно, отсеиваются сами.

У Ивана Божко подход к каждому – индивидуальный. Опытный учитель видит и «читает» каждого ученика. И отмечает, что они, на удивление, все как один активные, ревностно относятся к отметкам, стремятся научиться тому, чего раньше не умели. Однажды учитель дал задание: принести на урок обычную жестяную баночку из-под кофе. Из неё вырезал детали, согнул нужным образом, скрепил, покрасил – вот и готов подсвечник из бросового материала. И модное словечко из молодёжного сленга – «жесть» – для некоторых впервые приобрело практическое значение. От изделия должна быть практическая польза – на этом акцентирует внимание Иван Григорьевич. Под его контролем ребята гнут проволоку – получаются цепочки, вырезают из дерева – из заготовок выходят лопатки для бабушек и мам. Делают и поделки на конкурсы, тематические изделия к праздничным датам. Некоторые бережно хранятся в гимназии, остальные – у учащихся дома.
Позиция Ивана Божко – не просто провести урок, а с пользой, научить тому, что пригодится в жизни, привить любовь к труду.

Дома у Ивана Григорьевича многие вещи сделаны его руками. Это самодельный стеклянный журнальный стол, цветочницы, банкетка, стол под телевизор.

– Что супруга попросит – то и сделаю, – улыбается Иван Божко. – Раньше больше мастерил, в последнее время – меньше.

В гимназии тоже есть изделия авторства Ивана Григорьевича. Среди них – внушительных габаритов шахматная доска с деревянными фигурами, которая имеет практическое применение: учащиеся выкатывают её в коридор и соревнуются в «игре мудрецов».

Практическая польза изделия, сделанного своими руками, – конёк и десятиклассника Игнатия Адамовича, ученика Ивана Григорьевича. «Поиграем в домино (или «Чертёжное домино»: использование игровых технологий на уроках черчения)» – этот проект представил учащийся Вилейской гимназии №2 на региональный этап конкурса «100 идей для Беларуси», получив сертификат на участие в областном этапе.

Работал над проектом Игнатий под руководством учителя черчения и рисования Ольги Щербаковой, а воплотил в жизнь идею (и мечту) Ольги Станиславовны благодаря знаниям и умениям, полученным от Ивана Григорьевича. Деревянное дидактическое домино имеет практическую пользу – может быть использовано в учебном процессе на уроках черчения и не только.

Не первый год Игнатий Адамович и в олимпиадном движении. Недавно он достиг своей цели – стал победителем второго, областного, этапа республиканской олимпиады по учебным предметам. Выступлению на олимпиаде предшествовала серьёзная подготовка – диплом II степени по трудовому обучению (технический труд) стал заслуженной наградой. А у девятиклассника Павла Сороко, другого ученика Ивана Григорьевича, диплом III степени. Большой объём теоретических знаний и практическое их применение – всё это включает подготовка к олимпиаде по техническому труду. Для учителя Ивана Божко и его учеников она не закончилась, впереди – республиканский этап, который пройдёт в конце марта.

Татьяна ШЕРШНЁВА.
Фото Вероники ШАБЕЛЬНОЙ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 72 queries