Мы «маленькие» по отношению к ним, но без натяжки чувствуем себя их партнёрами, – это руководитель ОАО «Зенит-БелОМО» Александр Радченко о сотрудничестве с «БелАЗом», поистине гигантом отечественной индустрии. Кооперация у поначалу разнопрофильных предприятий случилась ещё тогда, когда «Зенит» целенаправленно искал свою нишу на рынках. Пожалуй, не будем возвращаться к набившей оскомину конверсии, спровоцировавшей этот поиск. О ней вскользь упоминает и сам Александр Владимирович. А вот о партнёрстве с «БелАЗом», вернее, начале его, вспоминает не без удовольствия. Получив задание, зенитовцы с ним справились превосходно, сделали узел, по которому и ранее не было и теперь не имеется рекламаций. Когда у сотрудничающих сторон образуется взаимодоверие – это стимул к дальнейшему развитию контактов.
Начиная с 2010 года, объём продукции, выпускаемый для «гиганта», постоянно увеличивался. Представьте себе, что два года назад, согласно предварительным подсчётам, она должна была составить 85 процентов в общем выпуске зенитовских изделий. К корпорации подключились «МАЗ» и «КАМАЗ». Но… случилось то, что случилось. Экономический кризис по-своему перекроил рыночную конъюнктуру, откорректировав интересы партнёров. Объёмы выпуска комплектующих для отрасли машиностроения резко упали.
– Пришлось искать новые связи, новые рынки, создавать занятость людей, – вспоминает те времена Александр Владимирович. Получается, новый виток развития в конечном итоге вернул предприятие на стартовые точки уже однажды пройдённой дистанции. И только ли кризис в этом виноват? Как истинный аналитик, руководитель «Зенита» пытается глубже вникнуть в причины, повлиявшие на востребованность комплектующих. Эксплуатация автомобилей предполагает сменность его узлов и деталей. Если и то, и другое сделано добротно, в соответствии со всеми технологическими нормами, срок эксплуатации комплектующих достаточно высок, как и сама сменность машин. БелАЗ-овский карьерный самосвал, утверждают специалисты, работает 8 – 9 лет. Пожалуй, такой момент должен учитываться и на иных производствах, создающих изделия высокого качества и прочности.
Весь прошедший год понадобился заводу, чтобы поменять структуру выпускаемой продукции. Ставку решили делать на оптику – традиционное направление в развитии завода, некогда создавшего ему имидж на всём постсоветском пространстве. Читатель напрасно думает, что на каком-то качественно новом уровне состоялся возврат или переход на новые модификации фотоаппарата «Зенит». Эти раритетные изделия сегодня просто занимают почётное место в зале товарных образцов. Их вид у некоторых посетителей вызывает ностальгическую грусть, поскольку увлечённость фотоделом в той или иной мере свойственна каждому из нас. Сказанное больше соизмеряется с появлением цифрового фото, где процесс съёмок достаточно прост и даже в некой степени примитивен. А вот работа с «Зенитом» требовала от снимающего определённых навыков и даже мастерства. Особенно, если речь шла о черно-белой фотографии. Ну, это так, – экскурс…
Возврат к когда-то магистральному направлению развития у зенитовцев состоялся на пути к прицелу оптическому. Тому, что когда-то пусть себе и не являлся брендом, но на рынках был достаточно востребован. Речь шла о совершенствовании изделия, шлифовке его технических характеристик. Решено было уменьшить производство прицелов гражданского назначения и увеличить выпуск более качественных, сложных и рентабельных марок. Разные их модификации тоже выставлены в зале товарных образцов. Один из них, навешенный на автоматическое оружие, не оставляет сомнений в назначении оптики, которая востребована сегодня в разных точках планеты. О чём свидетельствует карта, где зафиксированы страны, куда «Зенит» поставляет свою продукцию. Практически, на все континенты мира, кроме разве Антарктиды. Да и то благодаря немилитаристской настроенности населяющих её аборигенов в чёрных мундирах, явно не форменного кроя.
Ориентир на прицельную технику оживил жизнь предприятия, явив потребность в обновлении кадров. Вновь стали востребованными высококвалифицированные инженеры, организаторы производства. Ведь в связи с конверсией «Зенит» частично утерял своих специалистов. Может быть, в ущерб для себя, но, конечно же, во благо для города. Подготовленные операторы, наладчики, станочники оказались востребованными на других промышленных предприятиях Вилейки. Сегодня на отдельных участках предприятия, производящих прицельную продукцию, организована двух- и даже трёхсменная работа. Литейка, механика, по свидетельству директора, работают именно в три смены. Полгода имели убытки и уже за последний квартал получили 4 миллиарда прибыли, – делится первыми успехами руководитель. И ныне речь идёт не о сокращениях, а, наоборот, наборе кадров. Ценят на заводе тех, кто по возрасту имеет право на заслуженный отдых. Ценят, как высококлассных специалистов. И предоставляют возможность трудиться. И профсоюзный комитет, и коллектив солидарны в том, что кадровый костяк на предприятии должен сохраниться. Как следствие всех этих действий – в 2015 году завод не имел задолженностей по выплате зарплаты, уплате текущих налогов в бюджет, потреблении электроэнергии. В наличии – устойчивый спрос на продукцию и постоянная экспортная составляющая в произведённых и реализованных её объёмах. Востребованы на внутриреспубликанском и внешнем рынках инновационные разработки. За 2015 год рост прямого экспорта товаров в отношении к предыдущему году составил 112,5 процента.
Не прекращаются маркетинговые исследования, проектирование и производство востребованной на рынке продукции и расширение самих рынков за пределы уже традиционно сложившихся торговых связей.
Орбита «Зенита» сегодня очерчена траекторией восхождения. И это главный вывод, который могли сделать журналисты республиканских СМИ, в их числе,– и ведущих телеканалов страны, недавно посетившие это предприятие. В порядке любознательного интереса. И не только. Пример «Зенита» – наглядная иллюстрация того, что и в кризисе отдельные не просто выживают, а стремятся полноценно и результативно жить. Улавливаете разницу между содержанием двух этих процессов?
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора
[:-}